ЭКСПЕДИЦИЯ
НА БРЕСТЧИНУ:

проверили родники Барановичского
и Ганцевичского районов
Проект «Родники Беларуси» продолжается, пробы воды взяты еще из трех источников
В этот раз мы отправились в Брестскую область, где насчитывается около 100 родников. Барановичский район в плане родников во всей Брестской области - лидер: здесь 29 родников - треть всего количества родников области. С этого района мы и начали нашу новую экспедицию.
Каждый родник - со своей уникальной историей, о чем мы узнали благодаря Дмитрию СКВОРЧЕВСКОМУ - кандидату исторических наук, доценту кафедры истории Беларуси древнего времени и средних веков исторического факультета БГУ.
Краевед Михаил Михалевич

Родник ледникового происхождения, который напоминает кипяток

Первый родник находится в глухом лесу. Признаюсь, дорога была непростой. Поле, песчаная дорога, лес - едем. Нас ждет настоящий Кипяток.
Родник, к которому мы приехали, больше известен как Ясенецкий родник - по названию близлежащей деревни Ясенец. Если обращаться к народной традиции, то сам родник правильно называть «КипЯток» (ударение - на «я». - Авт.). Название родника появилось вполне естественно: любой, кто сюда приедет, увидит, что вода здесь бурлит, выходя из недр земли. Кажется, будто бы она кипит. Главная причина - деятельность древнего ледника. Как известно, во многом именно ледниковый щит сформировал ландшафт Беларуси и в частности Барановичского района. Однако если опустить в родник руку, чтобы умыться или набрать воды, то можно убедиться - она далеко не кипящая. Вода здесь холодная, круглый год она сохраняет приблизительно одну и ту же температуру - от 6 до 9 градусов. Зимой родник не замерзает. Само место, где находится Кипяток, - часть большого лесного урочища, которое называлось Святица. Само название очень прозрачно: издавна это место было почитаемым, считали его святым. Все русло родника, который здесь формирует небольшое озеро, также называли Святицей. Далее он впадает в реку Сервеч и питает ее, - говорит Скворчевский. - На картах XIX века видно, что ниже по течению, уже у самого места впадения вод родника в реку, находилась мельница, там стояли хутора. Но в этом месте - на территориях, прилегающих непосредственно к роднику - никаких жилых или хозяйственных построек не было. Интересный момент: многие родники довольно давно были включены в культовую систему православной или католической церкви, очень часто можно было увидеть храмы или каплицы, стоящие около родника. Здесь довольно сложный гористый ландшафт, и построить здесь что-то невозможно. Родник находится на дне ложбины, оврага, глубина - около 16 метров, здесь первозданный, нетронутый ландшафт, который складывался веками.
- рассказывает историк Дмитрий СКВОРЧЕВСКИЙ.
Кстати, особенность Кипятка - в отсутствии народных легенд о нем. Может быть, это связано с тем, что населенные пункты от него всегда были достаточно удалены. Но то, что родник был почитаем - факт, люди считали, что вода здесь святая, вероятно, по нескольким причинам. Здесь - вдоль русла родникового ручья - такая «ржавчина», рыжий налет на растительности, которая есть в воде. Это - отложения железа и меди, а также острый запах - это сероводород. Такое сочетание выделяет этот родник из всех, расположенных на этой территории.

Кипяток действительно завораживает: побыли здесь около получаса, а кажется, будто в трехдневном отпуске побывали. Но надо ехать дальше - впереди у нас еще два родника.
Очень интересно. Удивительное место. Отличная новая аватарка для Инстаграма выйдет.
- восхищается родником дизайнер Катя Тикота.

Родник на месте лесопилки

Вторая точка нашего маршрута - родник, находящийся около деревни Тартаки. Едем мимо ухоженных домиков, опрятных усадеб.

Оставляем их на лесной поляне, сами спускаемся к роднику.
Это не простой родник - он состоит сразу из нескольких выходов, ручьев. По сути, это отдельные родники, которые сливаются вместе и бегут к своей речке, которая называется Лохозва, - вводит нас в курс дела Дмитрий Скворчевский. - Сегодня этот родник, даже, вернее, каскад родников, называется Тартаки - так называется ближайшая деревня. Изначально она называлась Тартак - это термин, который обозначал место, где находилась лесопилка. Источник этот почитался как минимум с позапрошлого века, есть он на старых картах, хотя конкретного названия не имел. Просто называли «святая криница», «святой родник». Неизвестно также и о том, чтобы здесь были какие-то культовые постройки, церкви. Не так давно около родника появился крест, он был освящен. Важный момент: мы до конца не знаем, как именно выглядело почитание этого родника, но, что интересно, в нескольких сотнях метров от него находится место, которое называлось «чертово поле». Теперь, правда, это лес.
- рассказывает историк Дмитрий СКВОРЧЕВСКИЙ.
Как и на других крыницах, сюда было принято приходить, молиться.

- Ребята, извините, а вы скоро? - прерывает нашу беседу мужской голос.

Это на машинах приехали местные жители. В багажнике у одной из них - несколько десятков пустых пяти- и шестилитровых бутылок. Водитель второй машины вместе с внуком подготовились основательнее: в багажнике две очень (и даже очень-очень!) большие емкости, на вид вместимость каждой из них - литров сто.

Родник в Избийском Бору - намоленное место, овеянное легендами

Этот родник оказалось найти проще других. Церковь стоит недалеко от трассы, в 20 километрах по дороге Ганцевичи - Будча.

Историк Дмитрий Скворчевский, который, кажется, знает все об этих местах, заметил, что, если первые два родника, где мы побывали, отличались своей локацией, нетронутостью природы, то этот родник больше известен своей традицией.
Место называется Избийский Бор, это лесное урочище, проща. Под прощами в Беларуси понимали культовое природное место, где обычно находилась криница и в комплексе с ней - либо другой почитаемый природный объект, скажем, дерево либо камень, или каплица, часовня, небольшая церковь. Прежде всего внимание привлекает сам источник, криница: почитание этого места изначально основывалось именно на почитании самого родника. Но кроме того, это место связано с легендой про появление чудотворной иконы Богородицы. Одному из набожных крестьян, живших в ближайшей деревне, во сне явилась Богородица и указала на место, около родника, сказав: «Я буду находиться здесь». И те люди, которые будут сюда приходить, - их она будет опекать и всячески им помогать. Крестьяне, которые пришли сюда, обнаружили икону Девы Марии. На этом месте была построена небольшая часовня, и икону поместили туда. Часовня эта была возведена и освящена во время праздника Успения 28 августа и получила название Успенская. Изначально часовня была униатской, до 1839 года. Затем - переведена в православие. Известно, что в 1861 году старая деревянная часовня была перестроена в полноценную Успенскую церковь. Затем в 1923 году церковь перестроили. Во время войны, когда немцы отступали, 2 июля 1944 года церковь была сожжена, в этом пожаре теряются следы почитаемой иконы. Неизвестно, сгорела она или, быть может, ее кто-то смог спасти и спрятал. В советское время часовен здесь, разумеется, не было, но место оставалось почитаемым, люди приходили и к роднику. Место стало возрождаться в 2014 году, когда началось строительство, воссоздание новой Успенской церкви.
- рассказывает историк Дмитрий СКВОРЧЕВСКИЙ.
Кроме родника и часовни здесь обращает на себя внимание ствол старого дерева, обвязанного лентами. Это та самая сосна, на которой, как считается, обнаружили икону Богородицы. Сосна засохла, но люди, паломники все равно к ней приходят. А несколько лет назад на срезе березы проступил лик, как его интерпретировали, Богородицы с крестом. Этот фрагмент срезали, он сейчас находится здесь, в церкви, и воспринимается как нерукотворная икона.

Множество лент, которые можно увидеть на стволе старой сосны, той березы, где вновь появился лик, - это «оброки»: люди просят что-то, оставляя взамен такое символическое пожертвование как напоминание о том, что ты попросил и что ты должен сделать в благодарность за помощь.

Родник, который находится около церкви, уже окультурен, воду можно набрать из крана. Мы набираем воду - будет очень интересно узнать ее состав.
Будь в курсе!

Пятый этап проекта «Родники Беларуси» - это более 500 километров пути по самым разным дорогам. Мы сворачивали с удобных и чистых трасс на песчаные проселочные дороги, в городах, ехали как по центральным улицам, так и по закоулкам, где дорожное покрытие давно требует ремонта. По собственному опыту можем дать несколько важных советов тем, кто отправится к этим уникальным родникам.
Родники Беларуси
Заправляйте полный топливный бак автомобиля!
Автозаправочные станции на пути нашего следования в отдаленных районах хотелось бы видеть чаще. И для санитарных остановок, и для непосредственно заправки. В этом плане с автомобилями мы не прогадали: новые Volkswagen Tiguan и Touareg справились с экзаменом на экономичность отлично - в среднем расход был 6 литров на 100 км. Полного бака хватило на все путешествие. Обе машины без проблем преодолели трудности в виде не самых лучших дорог.
Родники Беларуси
Обеспечьте зарядку телефонов, навигаторов и прочих гаджетов.
Места необычайно живописные, поэтому фотографировать будете много, делиться фотографиями и видео с друзьями - интернет от МТС это позволяет делать на раз-два. Сообщения в мессенджерах не подвисают. При таком активном общении некоторым телефонам может не хватить зарядки, а ведь надо еще прокладывать дорогу на навигаторе (с интернетом это получается быстрее - проверено). Так что захватите пауэрбанк, проверьте его заряд и наличие шнура для зарядки телефонов в автомобиле.
- Я участвую в проекте «Родники Беларуси» уже во второй раз. И первая, и вторая поездка - феноменальны: узнаешь больше о стране, а это всегда откликается в сердце. Плюс - знакомства с новыми людьми, ведь в каждой поездке встречаем местных жителей, которые рассказывают много интересного о тех местах, где живут. Заметила: какую воду люди пьют, такими они и являются. Очень рада, что участвую в экспедициях «Комсомольской правды» в Белоруссии». Пусть будет еще больше таких прекрасных поездок с такой классной командой и партнерами.
Катя Тикота
дизайнер
Кстати
Вода из первых двух родников была отправлена в лабораторию Барановичского зонального центра гигиены и эпидемиологии. Отбор из третьего родника - в Ганцевичский районный центр. Воду проверяли по санитарно-химическим, органолептическим показателям, регламентируемым СанПиНом от 2.08.2010, а также на содержание железа, не регламентируемое 105-м СанПиНом.
Made on
Tilda